Доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии, почетный академик Академии Космонавтики.
Под научным руководством доктора технических наук профессора В.А. Хотулёва в ракетостроении сформировалось направление газодинамики и акустики старта. Владилен Алексеевич Хотулёв возглавлял газодинамический отдел в течение 45 лет, создав авторитетную в отрасли научную школу.
На мемориальной доске, размещённой на фасаде школы и посвящённой учителям и учащимся школы, не вернувшимся с Великой Отечественной войны, есть фамилия Хотулёва Алексея Георгиевича.
Алексей Георгиевич до войны преподавал в школе математику и физику. Лейтенант Хотулёв геройски погиб в 1942 году под Сталинградом.
6 февраля 2015 года нашу школу посетили члены семьи Алексея Георгиевича – старший сын Владилен Алексеевич с дочерью, внуками и правнуком. Хотулёв Владилен Алексеевич – выпускник школы 1947 года, доктор технических наук, профессор, до недавнего времени преподавал в МВТУ им. Н.Э.Баумана.
Мы попросили Владилена Алексеевича подготовить воспоминания о своих школьных годах, о своём жизненном пути, о своем отце Хотулёве Алексее Георгиевиче, учителе физики нашей школы, о маме - Хотулёвой Прасковье Николаевне, учителе химии нашей школы.
Незадолго до своей кончины моя мать сказала собравшимся на ее дне рождения: «Любите Советскую власть. Она нас сделала Людьми...».
В семье была атмосфера уважения к труду, книгам, ожидание писем из Красной Армии: с Востока, из Финляндии, а затем с фронта Великой Отечественной войны.
Большими праздниками были все советские, а с дедом и бабушкой справлялась Пасха. А в Троицу и другие праздники дедушка считал, что нельзя терять рабочий день в поле и на огороде. Праздниками были и дни выборов в Верховный Совет. Кумирами детворы были герои Гражданской войны и командиры Красной Армии.
До ухода на фронт отец, конечно, не мог занимать у нас такого места, так как был человеком сугубо штатским. Из того времени мне очень запомнилось посещение с отцом его кабинета физики с интересными экспонатами.
Все подрастающее поколение в основном формировала школа, с замечательным коллективом учителей. Мне кажется, я помню их всех, начиная с учительницы начальных классов Марии Григорьевны Гуськовой.
Конечно, среди жителей рабочего поселка Сапожка было много интеллигенции, так же игравшей значительную роль в жизни города. В районном центре Сапожок находились Педагогическое училище, Краеведческий музей и другие культурные и образовательные учреждения.
Школа не только давала нам высокий уровень знаний, но и воспитывала в нас патриотизм и убежденность, что труд – «это дело чести, доблести и геройства....».
Летний труд школьников в период войны на колхозных полях был, конечно, практически безвозмездным, но обязательным, т.к. помогал поставлять стране для фронта рожь, пшеницу, табак и т.д. Примером были наши учителя. Мне рассказывали, что учитель немецкого языка Виноградов Сергей Федорович – интеллигент до мозга костей, человек энциклопедически образованный, наблюдая работы на молотьбе, сделал такое замечание: «...какой интеллигентный молодой человек, как он любит труд...» (Что-то было такое у Л.Н. Толстого).
Героическим на всю жизнь для нас был образ Павла Корчагина (Н. Островский). Потом появились живые герои полей в Рязанской области. Возвращаясь к семье, должен сказать, что непрерывный труд помог семье, возглавляемой моей матерью, выжить с двумя малолетними детьми (1939 и 1941 г.г. рождения) в трудные военные годы; в семье было двое стариков, а я становился уже основной «тягловой силой»…
Школа давала прекрасные знания по всем предметам. Так, например, при поступлении в МВТУ у меня интересовались на экзаменах: где учили математике (В.С. Широков), химии, физике и даже литературе (Л.П. Безбородова). Так было и у других поступающих в Вузы.
Мне представляется, что среди выпускников школы в различное время были весьма одаренные люди, в дальнейшем, после окончания высшей школы, ушедшие на ответственную и сложную работу. В наше время это Игорь Стаханов, работавший далее в атомной науке. Были летчики, капитаны дальнего плавания и другие…
В период Великой Отечественной войны было бегство на фронт и ученика Сапожковской школы (Плахтий - сын военкома) и его гибель.
Решающее влияние отца на меня обозначилось с его уходом в 1942 году в Красную Армию по партийному призыву, несмотря на некоторую хромоту и недостаток зрения. Затем было письмо с фронта, о гибели его под Сталинградом. Мне запомнилось, что он был примером в бою, первый встал в атаку, как полагалось коммунисту-политработнику: «За Родину, за Сталина...».
На своей работе в Центральном научно-исследовательском институте машиностроения (НИИ-88 – ЦНИИМаш) в г. Королеве (тогда г. Калининграде) я, долгое время работая уже руководителем научно-технического коллектива, не вступал в Коммунистическую партию, т.к. считал, что не был достоин этого - не совершил еще поступка, чем-то похожего на Поступок отца. Лишь в 1976 году, будучи начальником отдела, я подал заявление о приеме в партию, т.к. это должно было повысить эффективность моей работы в коллективе. Один из рекомендующих меня был ветеран Великой Отечественной войны - рабочий руководимого мною отдела. Если были в жизни какие-либо моменты выбора, то я старался поступать хоть в какой-то мере похоже на отца.
В моей практике были полигонные работы, с не обустроенным бытом в барачных условиях. Были элементы романтики в работе в пусковых шахтах около заправленной ракеты, аварийные работы по спасению аппаратуры с информацией из огня и др. Хотя это, естественно, не идет в сравнение с трудностями атомщиков...
Были трудности быта. Жили с семьей и с новорожденным ребенком в тесной комнатке в деревянном доме без удобств на окраине Москвы. В 1965 году мы переезжали из маленькой комнаты коммунальной квартиры, прощаясь с ее жильцами «со слезами». Переехали мы в малогабаритную квартиру на Речном вокзале, где проживаем и по сей день по советским, хотя и минимальным нормам.
Конечно, в масштабах развития ракетной техники наши работы – это лишь маленький ручеек, и мы, ведущие эти работы, как ранее говорили, лишь - «винтики». Однако я испытываю искреннее удовлетворение этой работой, ее интересным содержанием, общением в ходе работы с интересными людьми, коллегами. Каждый из них был и есть специалист высокого класса, в том числе были крупнейшие специалисты (см. ранее и в прилагаемых документах).
Не все было гладко: меня понижали в должности, но затем быстро восстанавливали. Имею выговор в партийной учетной карточке «...за ослабление требовательности к подчиненным...». Это меня нисколько не унижало. Мне как руководителю было важно все в первую очередь брать на себя. Да и вся работа всегда оставалась за мной. (Еще ранее, когда я был беспартийным руководителем, было заседание парткома ЦНИИМаш (на правах райкома), на котором ставился вопрос о снятии меня с должности начальника отдела. Но после моего доклада, выступления директора - генерал-лейтенанта Ю. А. Мозжорина и доклада комиссии было Решение с одобрением работы отдела и деловыми рекомендациями на дальнейшее…
От партбилета в "известное время" я не отрекся. Некоторое время назад меня наградила парторганизация памятной медалью «И.В. Сталина», и я принял ее с благодарностью в память о своем отце А.Г. Хотулеве и о матери П.Н. Хотулевой.
Итак: все, что было сделано в какой-то мере хорошего, - это от семьи, от школы и в память об отце. Но меня очень мучает совесть за недостаточное внимание к матери, к родным и близким, друзьям по школе и др. В этом отношении более «чист» мой брат, Валерий Алексеевич, который по окончании МВТУ им. Баумана работал на танковом заводе в Омске. Очень многие выпускники МВТУ помнят его и спрашивают меня о нем. По своему характеру мой брат очень похож на нашего отца.
Из всего написанного мною может быть опубликовано основное: важная роль сапожковской школы в воспитании подрастающего поколения, семьи и поступка отца.
С глубоким уважением,
Хотулев Владилен Алексеевич.
P.S. Говорить и думать о том, что "де-мол" не так велики награды или что их не так много, это - кощунственно. Однако, если я могу вспомнить о том, что были мои самоотводы из списков на представления к премиям, то это, как раз в духе моего отца, о чем мы с Вами ведем "разговор".
Память о прошлом... Это не просто свойство человеческого сознания, его способность сохранять следы минувшего. Память — это связующее звено между прошлым и будущим, это чрезвычайный и полномочный посол, направляемый историей в грядущее для того, чтобы облегчить человечеству дальнейший путь. Память не нейтральна, не пассивна. Она учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру.
В среднюю школу я поступила в 1939 году в 5-ый класс «Б» из Пушкарской базовой начальной школы (теперь это здание управления образования). Привел нас туда (весь класс) 1 сентября зав Пушкарской школы Николай Алексеевич Мельников - наш любимый учитель начальных классов, он же вел уроки географии в Сапожковской средней школе. Тогда средняя была единственная в Сапожке. По сравнению с нашей начальной средняя школа показалась нам огромной. Учеников было очень много. Школа работала в 2 смены.
Далее...
Очень хорошо помню тот день - 22 июня 1941 года. Голубое небо, яркое солнце, зеленая трава, свежая листва на деревьях. Сегодня - воскресенье, на речке Машке делали плотину. Ох, как мы радовались, что речка будет полной, и мы будем купаться. Да разве мы отстанем от этих важных дел! Бежим на речку. А там уже народ собрался. Музыка, смех, радостные лица, всеобщее веселье. Дно реки представляло «муравейник». Женщины в цветных косынках, ярких платьях. Все в движении. Одни копают, другие везут землю на тачках, на носилках к плотине, а там умельцы укладывают хворост. Целый обоз на лошадях подъезжает со стороны Запожского леса с хворостом.
Далее...
С Верой Бычковой, моей одноклассницей, рассматриваем нашу школьную фотографию 10 класса, 29 учеников на ней, директор школы Безбородова Лидия Петровна, завуч - Викторов Михаил Иванович. Но Аттестат зрелости вручали 28 ученикам - Сонечка Устинова умерла перед самым первым экзаменом - сочинением. Выпускной вечер состоялся 25 июня.
Это был 1948 год.
Прошло более 60 лет - как же быстро они пролетели! Смотрим с Верой на фотографию - более половины уже нет в живых, да и те, кто остался, пусть не обидятся на меня, далеко не первой свежести.
Кому 80, кому за 80 перевалило.
Далее...