Учитель немецкого языка с 1954 по 1979 год
Слово об учителе
«В воспитании всё дело в том, кто воспитатель».
(Д.И. Писарев)
В любой профессии можно просто добросовестно выполнять свои обязанности и честно получать положенную зарплату, а можно свою работу делать по максимуму, творчески; иметь свою собственную позицию и отстаивать её; по-своему, индивидуально решать любую из возникающих проблем. Так, с максимальной отдачей, могут работать только настоящие учителя, они всегда уникальны и любимы своими учениками. Они помогают нам жить одним только фактом своего существования. Всему лучшему, что есть в нас, мы обязаны нашим учителям, щедро и неустанно открывавшим нам прекрасные горизонты знаний, отдававшим нам своё время, талант, энергию. Спасибо им за то, что они были, есть и будут в наших благодарных сердцах.
Людмила Илларионовна такой, особой стати, учитель. За её плечами 40 лет трудового стажа, 7 выпусков учащихся во взрослую жизнь в качестве куратора. Ученические коллективы, в которых она осуществляла классное руководство, были среди лучших в школе. В них сформировалось немало интересных и полезных обществу личностей. Сегодня мы, её бывшие ученики, уже зрелые люди, а она по-прежнему и навсегда – наш учитель немецкого языка. За долголетний добросовестный труд в 1980 году награждена медалью «Ветеран труда».
В строгой одежде на ладной фигуре, в дымке светлых волнистых волос, с красивым тяжёлым портфелем в руке, уверенным шагом устремлялась Людмила Илларионовна по звонку в класс; спокойно и величаво важно здоровалась с учениками, начинала урок, и мы … оказывались в плену её воли и обаяния.
Всем своим притягательным внешним видом, выразительной речью, твёрдым негромким голосом, она умела увлечь нас нелёгким процессом обучения немецкому языку. Учила произносить, читать, составлять простые или сложные предложения, толковала трудности грамматики. Легко, но настойчиво добивалась навыков разговорной речи, рассказа на заданную тему хотя бы из десяти предложений. Десять предложений и точка. Обязательно! Беспрекословно! И мы старались не ударить в грязь лицом. Не у всех всё получалось. Далеко не всем ученикам в группе нравился этот сложный предмет. Но всё же, постепенно, мы продвигались вперёд в своих познаниях. Да Людмила Илларионовна и не оставляла нам другого выбора. Всегда собранная и энергичная, в хорошем деловом настроении, она могла легко мобилизовать наше внимание и требовала от нас на уроке того же высокого «градуса участия».
Людмила Илларионовна всячески приобщала учеников к культуре страны изучаемого языка. Поддерживала переписку со сверстниками из Германии, проводила дни немецкого языка в школе и т.д.
Кажется, Людмила Илларионовна не делала ничего такого специально, чтобы завоевать у нас авторитет, но была в ней та искра Божья, особая поцелованность свыше, так необходимая учителю в его работе с детьми, которая даёт и авторитет, и уважение, и любовь. «Учатся у тех, кого любят», - эти слова И. Гёте абсолютно точны. На уроки Людмилы Илларионовны мы шли охотно.
Ироничная, с хорошим юмором – на перемене, строгая и требовательная – на уроке, Людмила Илларионовна умела правильно выстраивать свои отношения с учениками, по принципу А.С. Макаренко: «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему»; поэтому всегда ладила с ними. Отдавая все свои душевные силы и знания; раскрывая им свой богатый внутренний мир, она, в то же время, держала необходимую дистанцию в отношениях со своими воспитанниками.
Магия личности, особый её артистизм в сочетании с профессионализмом – вот слагаемые успеха учителя, секрет любви и уважения к нему учеников. Все эти качества счастливо соединились в облике и характере нашего учителя английского языка. Людмила Илларионовна гордо несла и бережно хранила в себе достоинство профессии и поэтому все долгие годы работы в школе была, как учитель, на высоте. Такой она запомнилась с детских лет, такой остаётся по сей день.
Многие ученики и не подозревают о том, что Людмила Илларионовна в возрасте 18 лет испытала на себе тяготы партизанской жизни; ей пришлось близко видеть смерть; терпеть лишения и стойко переносить холод и голод эвакуации. Но она выжила, устояла в свинцовых испытаниях; оказалась в числе избранных, чтобы жить и трудиться и за тех, кто ушёл в эту страшную войну безвозвратно. Поэтому она любит жизнь во всех её проявлениях и так достойно проживает её.
Сегодня Людмила Илларионовна живо интересуется современными проблемами и событиями: всё читает, всё видит, всех помнит; обо всём имеет свои твёрдые понятия. Любит своих детей, внуков, правнуков. Ждёт в гости своих бывших учеников, всегда готовится к встрече с ними; следит за их успехами, гордится ими. Не жалуется на трудности возраста и житейские проблемы, не любит сидеть на месте, стремится быть в гуще событий и самой жизни. Каждый год рвётся на родную Смоленщину, чтобы поклониться землякам-героям и жертвам той войны, посадить кустик цветов на братской могиле в родной Каспле. Людмила Илларионовна поддерживает связь с теми, кто ещё жив и уцелел в войне. Тема войны неизгладима в её памяти, поэтому она ценит жизнь каждый её день и каждую минуту, в ней сильна связь времён.
Родом из двадцатых годов прошлого века, она и в новом, XXI, продолжает активно жить и участвовать. Чётко, конкретно и результативно распределяет свои силы и возможности, трудится в саду и, если не сажает и не поливает, то хотя бы, руководит процессом; и ещё во многом даст фору молодым!
Людмила Илларионовна остаётся непостижимо трогательной и современной в мыслях и поступках. Хочется пожелать ей и дальше так держать! Она для нас, как маяк в бурю, спасающий и направляющий, чтобы не заблудились и не утонули в пучине жизни.
Март 2012. Выпуск 1972 года.